Перейти к основному содержанию

Голливудский режиссер Мел Брукс, чья мать была родом из Киева, - отмечает 90-летие

Девяностолетний юбилей отметил Мел Брукс, американский киноартист, кинорежиссер, эстрадный комик, композитор/автор текстов популярных песен и ветеран Второй мировой. Насчет своего военного опыта Брукс как-то вспомнил: «Однажды я попал на гауптвахту. Дело было так. Парень из моей роты упорно называл меня «еврейским сыночком». Наконец я не выдержал, стащил с него защитный головной убор и сказал: «Каска — казенное имущество, не хочу ее портить». Затем я трахнул его по котелку моим походным котелком».

Настоящая фамилия Брукса — Каминский, его отец был родом из Данцига, мать из Киева. Брукс начал свою карьеру с того, что выступал как барабанщик и пианист в так называемом Борщевом Поясе (Borscht Belt). Это район в Кэтскильских горах, где во времена его молодости отдыхали нью-йоркские и прочие евреи.

 

Настоящая фамилия Брукса – Каминский, его отец был родом из Данцига, мать из Киева

 

Брукс поставил одиннадцать фильмов, неизменно в жанре пародии или фарса. Среди его картин, между прочим, экранизация «Двенадцати стульев» Ильфа и Петрова. Американские зрители любили фильмы Брукса, еврейско-американские любили и считали его «а бисл мышиге» за бешеный темперамент и склонность к крайним преувеличениям. Во всех своих фильмах Брукс исполнял главные или эпизодические роли.

Ни один из его фильмов не посвящен еврейским проблемам, однако персонажи многих из них — ярко выраженные «наши люди». Сразу приходит в голову Макс Бьялосток, главный герой самой знаменитой картины Брукса «Продюсеры» (1968).

Можно было бы рассуждать о «еврейской теме» у Брукса через фрейдистский анализ личности этого Бьялостока и других бруксовских идн. Но это дело тонкое и скользкое. Вместо этого читателям предлагается прямое и непосредственное высказывание Брукса по поводу евреев и еврейства в сокращенном переводе. За некоторые неполиткорректные загибы мудрого мышигене Брукса переводчик ответственности не несет. Итак:

Мел Брукс в фильме
«Сверкающие сёдла», 1974
 
В роли Гитлера в картине
«Быть или не быть», 1983

 

— Пожалуй, я злюсь на Бога или на мир, и я уверен, что злость и враждебность — важные составляющие моего юмора... То и другое порождено ощущением, что как еврей и человек я не вписываюсь в мейнстрим американского общества.

Ощущение себя другими, чужими, преследуемыми, ощущение, что твоей единственной реакцией на мир может быть смех — потому что, если не смеяться, то надо без конца плакать, — наверное, в нем-то и кроется причина того, что у евреев такое прекрасное чувство юмора. Народ, у которого было больше всего причин плакать, лучше всех других народов научился смеяться.

Поразительно, что при всех достижениях евреев, при том, сколько среди них Нобелевских лауреатов, звезд современной культуры и т.д. и сколько внимания уделяется евреям в прессе, на свете живет всего 13 миллионов евреев, то есть они составляют меньше четверти процента землян!!!

Думаете, это случайность? 21% всех нобелиатов — евреи, 0,25% населения земшара! Выберите какую угодно область человеческой деятельности, и вы убедитесь, что евреи в ней преуспели.    

Нет никакого сомнения — евреи чрезвычайно умны. Этому должны быть какие-то объяснения. У меня их три: наследственность, среда и уникальная система ценностей.

Наследственность. Историки заметили важную разницу между евреями и христианами. Христианство, как и многие другие религии, ассоциирует святость с аскетизмом, а высокую духовность — с безбрачием. На протяжении веков самых умных и способных индивидуумов среди христиан, например, католиков, направленно отбирали для служения в храмах или монастырях. В результате эти люди не давали потомства.

Что касается евреев, то Божье повеление «Плодитесь и размножайтесь!» всегда было для них центральным. Секс никогда не считался у этого народа грехом, чем-то таким, чего надо стыдиться, о чем надо помалкивать. А еврейские священнослужители всегда служили образцами плодовитости. Когда в древнем Израиле раввинов называли «Отцами страны», при этом имелось в виду и то, что они, в буквальном смысле, самые плодовитые осеменители. Результаты их ночных трудов мы, евреи, с благодарностью пожинаем до сих пор.

Среда.  Если верно, что трудные обстоятельства стимулируют творчество, изобретательность и инициативу, то нет ничего удивительного в том, что евреи наделены этими качествами в высшей степени: назовите другой народ, чьи обстоятельства были настолько же трудными! Кто растет среди роскоши, рискует стать толстым и ленивым. Но если тебя, едва ты появился на свет, тут же стегают кнутом, ты или погибнешь, или станешь смышленым, проворным и находчивым.   

Если тебя, едва ты появился на свет, тут же стегают кнутом, ты или погибнешь, или станешь смышленым, проворным и находчивым

 

Уникальная система ценностей.  Это, возможно, самое главное. Евреи умны, потому что они — порождения тысячелетней традиции, ставящей во главу угла образование, полагающей непрерывную учебу святой обязанностью человека, а интеллект — важнейшим атрибутом Господа. Еврей, который не хочет учиться, был порицаем не потому, что он тупица, но потому что он просто грешник. Евреи изучали Мидраш, гласящий: «Меч и Книга спущены с небес связанные воедино, и Всевышний сказал: «Либо вы выполняете то, что написано в Книге, либо получите Меч».  

Народный философ Тевье, этот замечательный персонаж Шолом-Алейхема, говорил, что евреи никогда не снимают шляп, потому что не знают, где они окажутся в следующую минуту. Но Тевье не сказал другого, еще более важного: евреям необходимо иметь кое-что под шляпами, потому что это единственное, чего у них никто ни при каких обстоятельствах не отберет!

Святослав Бакис, специально для «Хадашот»

Нет времени посещать сайт? Подпишитесь на рассылку и получайте самое важное в одном письме

Отлично, вы подписаны на нашу рассылку!
Ранее вы уже были подписаны на нашу рассылку