Перейти до основного вмісту

Еврейское ли дело?

Именно этот традиционный вопрос задают себе в последние месяцы как еврейские сторонники, так и противники протестных акций, сотрясающих Украину.  Что же это за дело такое — еврейское?  (Кроме изучения Торы, разумеется). И как его отделить от нееврейского? За комментариями мы обратились к раввину Пинхасу Розенфельду. 

Недавно я был проездом в Киеве, где проработал два года, и первым делом пошел на Майдан.  Зачем расскажу чуть позже, но главное, что реакцией большинства моих русскоязычных израильских знакомых на этот поступок было возмущение, в котором мотив «нееврейского дела» был одним из ведущих.

Наверное, как и любое общественное движение, нынешние протесты не лишены элемента политической игры, в которой кто-то хочет выйти в дамки.  Но главное все-таки, что тысячи людей вывела на Майдан потребность в справедливости этот порыв не могут отрицать даже убежденные скептики.  Другое дело, к чему это приведет, но само по себе стремление к справедливости («к правде, к правде стремись», сказано в главе Шофтим) свидетельствует о нравственном росте народа. И поддержать это стремление безусловно, еврейское дело, потому что мы потомки пророков, которые должны нести божественную правду и мораль в этот мир. Это наша прямая обязанность.

Разумеется, всякая революция чревата накипью (часто антисемитской), и мы все помним фразу о том, кто пользуется ее плодами. И, тем не менее, речь идет о неком эволюционном процессе, поступательном движении, в результате которого гражданское общество получит мощный импульс для продвижения своих ценностей. В конце концов, золото просеивают из тонн песка...

Некоторые мои прихожане любят порассуждать о падении нравов в Европе и, ссылаясь на однополые браки и зашкаливающий мультикультурализм, настаивают, что «такие ценности нам не нужны».  При этом мало кто задумывается о причинах подобных тенденций. Разве стремление помочь каждому найти свое место в обществе не свидетельствует о нравственном росте этого общества?  Да, реальность часто далека от идеала, но отделить зерна от плевел и золото от грязи это тоже наша еврейская задача.  Именно этим мы и занимаемся в рамках любой культуры пытаемся отделить истинные ценности от всего наносного и пустого.  И наши пророки обращались не исключительно к евреям, вспомните историю Йоны, которого Всевышний отправил в нееврейский город Ниневию, видимо, сочтя это еврейским делом.

Понятно, что на протяжении 2000 лет многие из нас сидели в галуте тише воды, ниже травы, предпочитая ни во что не вмешиваться ради главной цели сохраниться.  Так мы, слава Б-гу, сохранились, и неплохо сохранились, теперь наша задача развивать и развиваться.  Еврейский народ вернулся на сцену истории не для того, чтобы на ней отсиживаться.  Не обязательно стоять во главе колонны, но мне кажется важным поддержать стремление украинцев к свободе и справедливости, стремление, поднимающее этот народ, а с ним и все человечество, на новую ступень.

Да разве дело только в Майдане? Израиль до сих пор не признал, например, армянский геноцид в силу чисто политических причин.  Это, на мой взгляд, аморальный и нееврейский подход, более того, он противоречит нашей миссии в этом мире.

Здесь я хотел бы отметить, что говорю именно о еврейской миссии, а не безусловном праве евреев граждан Украины на ненасильственный протест.  Еврей это национальная принадлежность, и определения типа: немцы (равно, как и украинцы) моисеева вероисповедания противоречат самому духу иудаизма.  Не существует, на мой взгляд, еврея-украинца, можно говорить об украинском еврее, еврее гражданине Украины со всеми вытекающими отсюда правами и обязанностями.  Но если он еврей, то представляет еврейский народ, возможно, с украинским акцентом...  Живя в Украине или, допустим, Британии, я, являясь частью еврейского народа, несу еврейские ценности в окружающий мир.  Поэтому мне кажется, что логично поддерживать Майдан именно как евреи, а не пытаться представлять политические интересы двух народов одновременно, другими словами, играть за две команды сразу.

Понимаю, что это поднимает проблему не/реальности формирования политической нации, но, как мне видится, даже прожив всю жизнь в Украине, с еврейской точки зрения мы находимся в гостях.  Это не значит, что еврей не имеет права критиковать те или иные аспекты окружающей действительности, как человек, пришедший в близкую, но другую семью и понимающий, что в доме творится что-то неладное.  Нельзя игнорировать антисемитские проявления, от кого бы они ни исходили, но надо при этом понимать, что не они являются сутью протестов.  Хотя стереотип «нееврейского дела» естественен слишком специфично складывалась наша история в последние 2000 лет страх погрома у нас в генах.  Он и сегодня теоретически возможен погром, но ситуация принципиально изменилась еврейский народ вернулся на сцену истории, обрел свое государство.  Поэтому не надо моделировать ситуацию по старым лекалам и строить апокалиптические прогнозы.

Что касается неприятного соседства с радикалами, которых на Майдане тоже достаточно, то давайте задумаемся если борьбу за правое дело по каким-то своим причинам поддерживают экстремисты, перестает ли оно быть правым? Нет.  Одно из базовых понятий каббалы — клипа кодемет ли при «кожура предшествует плоду».  Даже вкусный плод иногда оказывается в несъедобной оболочке, и наша задача очистить его от этой кожуры.  Плодов без кожуры вообще мало, даже Адам вкушал с дерева Добра и Зла они и там были перемешаны.  Разумеется, Зло надо называть Злом, но я понимаю тех, кто призывает не педалировать разногласия среди протестующих.  Другое дело, что в боях без правил экстремисты всегда одолевают гуманистов.  Поэтому очень важно, есть ли у демократов понимание, что делать на второй день после победы революции.  С чем стоит расстаться, а какие ценности поставить во главу угла.  И хватит ли им на это сил…

Немає часу відвідувати сайт? Підпишіться на розсилку і отримуйте найважливіше в одному листі

Отлично, вы подписаны на нашу рассылку!
Ранее вы уже были подписаны на нашу рассылку